0
Корзина пуста

Индивидуально. В группах. Очно. Онлайн. Преподаватели-практики.

Финансовая отчетность в финансовых моделях, управленческом учете и бюджетировании. Часть 1 - финансовая отчетность

В этой статье рассмотрены основные формы финансовой отчетности, показывающие состояние компании с трех сторон: прибыли и убытки, движение денежных средств, активы и пассивы. На примере типовых операций показано, как изменяются результаты этих отчетов в различных условиях.

Данный обзор построен на принципах управленческого учета и планирования. Вместе с тем, эта статья будет полезна и бухгалтерам, однако необходимо учитывать, что при формировании управленческой отчетности применение ПБУ не является обязательным. Например, для целей планирования мы рекомендуем порядок отражения процентов по кредитам, отличающийся от российских стандартов бухгалтерского учета.


Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств также называют кэшфлоу (от английского Cash flow statement). В бюджетировании прогнозный отчет часто называют бюджет движения денежных средств (БДДС).

Отчет о движении денежных средств - это отчет, который показывает денежные потоки за отчетный период. Денежные потоки разделяются на три группы: операционные, инвестиционные и финансовые. Внутри каждой группы отражаются притоки и оттоки в разрезе статей движения денежных средств. Типовая структура отчета о движении денежных средств приведена на рисунке ниже.


Отчет о движении денежных средств

Рис. Отчет о движении денежных средств


К операционной деятельности относятся денежные потоки, непосредственно связанные с осуществлением текущей деятельности: получение оплаты от покупателей продукции, расчеты с поставщиками сырья и материалов, расчеты с персоналом по оплате труда, текущие налоги и другие аналогичные потоки.

К инвестиционной деятельности относятся денежные потоки, связанные с приобретением объектов основных средств, предоставлением займов и иными аналогичными операциями. Если организация приобретает объекты основных средств для перепродажи и не использует эти объекты как основные средства самостоятельно, то такая операция относится к операционной деятельности.

К финансовой деятельности относятся операции, связанные с привлечением финансирования: получение и погашение займов и кредитов, привлечение уставного капитала, выплата дивидендов.

Существенным различием российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), управленческого учета и планирования является порядок отражения в отчете о движении денежных средств уплаченных процентов по кредитам. Классический подход РСБУ предполагает отражение процентов по кредитам в составе операционных денежных потоков. При планировании их часто отражают в составе финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств является прямым воплощением кассового метода учета. Этот отчет показывает способность компании генерировать денежные средства.


Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках в российских стандартах бухгалтерского учета в настоящее время преобразован в отчет о финансовых результатах. Иногда этот отчет называют PnL (от английского Profit and loss statement). В бюджетировании используется термин бюджет доходов и расходов (БДР).

Отчет о прибылях и убытках отражает финансовые результаты деятельности организации за отчетный / планируемый период. В зависимости от учетной политики может составляться как методом начисления, так и кассовым методом. Мы будем рассматривать отчет о прибылях и убытках, составленный методом начисления.

Отчет о прибылях и убытках дает представление обо всех начисленных доходах и расходах компании за отчетный период. При этом факт движения денежных средств не оказывает непосредственного влияния на данные отчета о прибылях и убытках. То есть доходы признаются и отражаются в отчете в том отчетном периоде, в котором они были получены, независимо от получения денежных средств. Пример отчета о прибылях и убытках приведен на рисунке ниже.


Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах)

Рис. Отчет о прибылях и убытках


Например, компания производит и продает столы. Если в декабре компания отгрузила покупателям партию из 1000 столов на общую сумму 100 000 рублей, то выручка (то есть доход от продажи) признается именно в декабре. И это не зависит от того, получила ли компания аванс в ноябре, июне или прошлом декабре, получит ли она постоплату в следующем году или задолженность покупателя будет закрыта по бартеру, взаимозачетом или иными способами. Факт движения денег важен, но отражается в отчете о движении денежных средств, а не в отчете о прибылях и убытках.

Расходы, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, должны соотноситься с полученными доходами. При этом расходы можно разделить на две группы: переменные (или прямые) и постоянные (или косвенные). Первые непосредственно связаны с производством и продажей продукции. Если нет производства и продаж, нет и таких затрат. Это, например, сырье и материалы, сдельная заработная плата.

Постоянные затраты и выпуск продукции тоже связаны, но не настолько тесно. Например, к постоянным затратам относятся аренда офисов, заработная плата управленческого персонала.

Переменные затраты будут отражаться в отчете о прибылях и убытках в момент признания выручки. Соответствующая строка расходов в отчете о прибылях и убытках называется «Себестоимость проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг».

Постоянные затраты отражаются по методу начисления в том периоде, к которому они относятся. Например, арендная плата за ноябрь пойдет в отчет ноября.

В отчете о прибылях и убытках рассчитываются различные виды прибыли компании. В зависимости от принятой методики и детализации отчета это может быть маржинальных доход, валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Отрицательная прибыль означает убыток. Кроме того, широко распространен показатель EBITDA.

EBITDA – это операционная прибыль до вычета амортизации, процентов по привлеченным кредитам и займам, налога на прибыль.

Отчет о прибылях и убытках дает представление о текущей эффективности бизнеса.


Баланс

Баланс в бюджетировании иногда называют бюджетом активов и пассивов или бюджетом по балансовому листу.

Если отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств составляются за отчетный период (то есть в них накапливаются данные за период), то баланс составляется на конкретную дату. Он представляет собой срез или рентген предприятия на такую дату.

Баланс содержит данные об остатках активов и пассивов на указанные даты. Активы – это то, чем обладает организация. Источники средств, на которые приобретены активы, отражаются в пассивах. Логично, что активы и источники средств должны быть всегда равны между собой. Равенство активов и пассивов – это главное балансовое равенство. Именно это равенство позволяет быстро проверить, насколько завершен контур учета / планирования, и учтены ли в нем все существенные операции.

Активы обычно группируются на внеоборотные и оборотные. Пассивы – на собственные (капитал и резервы) и заемные. Заемные средства разделяют на долгосрочные и краткосрочные.

Пример баланса приведен на рисунке ниже.


Баланс, управленческий баланс, бюджет активов и пассивов

Рис. Баланс


На основании баланса можно определить насколько компания финансово-устойчива и платежеспособна.



Примеры типовых операций и их влияние на финансовую отчетность

Продолжение статьи, в котором подробно рассматриваются примеры типовых операций и их влияние на финансовую отчетность, читайте по этой ссылке.



Остались вопросы? Пишите нам в форму обратной связи и записывайтесь на курс по управленческому учету, анализу затрат и бюджетированию или курс по финансовому моделированию.



Понравилась статья? Узнайте больше раньше других: заходите на нашу страницу в ВКонтакте и подписывайтесь на новости.



Желаем вам успешной работы!


Ваш Виктор Рыбцев

и команда Учебного центра BRP ADVICE.